Дополнительная образовательная программа Капитоша

2023 г.- 2025г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел программы……………………………………………………….. ….стр.2
1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………………. …стр. 2
1.1.1. Цели и задачи реализации программы………………………………………..........стр. 2
1.1.2. Принципы и подходы к реализации программы …………………………….…. ..стр. 5
1.2. Возрастные характеристики детей …………………………………………………стр. 6
1.3. Планируемые результаты освоения программы……………………………….…... стр. 7
2. Содержательный раздел программы…………………………………………….. ..стр. 10
2.1. Описание образовательной деятельности…………………………………………..стр. 10
2.2. Учебно-тематический план……………………………………………………........ стр. 11
2.3. Содержание программы…………………………………………………………… стр. 12
2.4 Взаимодействие с педагогами и родителями………………………………

….….стр. 16

3. Организационный раздел программы…………………………………………….стр. 17
3.1. Методическое обеспечение …………………………………………………………. стр.17
3.2. Организация предметно развивающей среды…………………………………… .. стр.17
3.3. Программно-методическое обеспечение …………………………………. ….... …стр. 18

Приложение:
Календарный учебный график
Перспективный план
Тематический план
Промежуточная аттестация обучающихся воспитанников
Педагогический мониторинг

1

Содержание художественного образования должно быть таким, чтобы мир открывался ребѐнку в его конкретной
творческой деятельности и в чувственных ощущениях, которые вызывают эмоциональную реакцию, что приводит к
осмысленному и практическому действию по принципу «эстетического переживания пережитого»

(А. П. Ларьков).
I. Целевой раздел:
1.1. Пояснительная записка.
Программа изостудии «Капитоша» является ориентировочной образовательной
программой дополнительного образования. Программа рассчитана на формирование
умений и навыков всех желающих детей, без предварительного отбора. Программа
рассчитана на детей от 4-х до 7-ми лет. Программа разработана на основе ФГОС ДО. Она
учитывает возраст и индивидуальные особенности воспитанников. Программа является
вариативной, допускающей изменения в учебном плане. Дополнительная Программа
изостудии составлена на основе: Годового учебного календарного графика на текущий
учебный год. Программа предназначена для построения системы педагогической
деятельности среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет, старшего дошкольного
возраста от 5 до 6 лет и подготовительного к школе дошкольного возраста от 6 до 7лет.
Программа обеспечения гарантии качества содержания, создания условий для
практического освоения задач образовательных областей, обеспечения индивидуального
развития и раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Дополнительная
программа рассчитана на 2023 - 2025 учебный год. Программа разработана в соответствии
с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(далее ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155. Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 31июля 2020 г. №
304-ФЗ, одобренным федеральным учебно-методическим объединением по общему
образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20)
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
от 17.10.2013 г. № 1155 (далее - ФГОС дошкольного образования);
-" СанПин
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Утвержденным
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 сентября 2020 года № 28.

 СанПиН 1.2. 3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» Утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 действующих до 1 марта 2027 года.
- Уставом МБДОУ, Улу – Юльского детского сада утверждѐнным главой администрации
Первомайского района, постановление администрации Первомайского района № 288 от
18 декабря 2015 года.
1.1.1. Цели и задачи реализации программы:

Формирование самостоятельной художественной деятельности ребенка, развитие его
фантазии и воображения через развитие мелкой моторики рук, делая их умелыми и
умными – главный целевой ориентир рабочей программы занятий с ребятами, так как
интеллект ребенка находится на кончиках его пальцев. Создание благоприятных
условий для полноценного проживания ребѐнком дошкольного детства, обеспечение
безопасности жизнедеятельности ребѐнка, всестороннее развитие психических и
физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

2

Основные задачи рабочей программы:
1. Раскрыть природу
ручного труда, как результат творческой деятельности
человека.
2. Образовывать многоаспектный опыт художественно-эстетической деятельности
детей, на основе освоения общей ручной умелости.
3. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем
развитии каждого ребѐнка.
4.
Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко
всем воспитанникам, что позволяет растить их любознательными, инициативными,
стремящимися к самостоятельности и творчеству.
5.

Творческая организация воспитательно-образовательного процесса.

6. Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать
творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребѐнка.
7.

Уважительное отношение к результатам детского творчества.

8. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного
учреждения и семьи.
Ориентировочные
задачи для детей первого года
компетенций (от 4 до 5 лет):

формирования ключевых

Образовательные:
 формировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
 формировать понятия о сенсорных эталонах (величина, цвет, форма);
 формировать интерес к занятиям продуктивной деятельностью (ручной труд)
Развивающие:
 развивать наглядно-образное мышление через игровую продуктивную деятельность;
 развивать способы выражения эмоций.
Воспитывающие:
 воспитывать формы сотрудничества;
 воспитывать стремление к активности, самостоятельности, инициативности;

 воспитывать положительный «образ Я»;
 воспитывать нормы и правила поведения;
 воспитывать раскрытие потенциальных творческих способностей;
 воспитывать обогащение двигательного опыта и совершенствование движений на
физминутках.
Ориентировочные задачи для детей второго года формирования ключевых компетенций
(от 5 до 6 лет):

3
Образовательные:
- формировать навыки и умения для достижения определенных результатов;
- формировать эстетический вкус, культуру поведения, умение видеть и ценить красоту в
окружающем мире;
- формировать устойчивое желание к дальнейшему самосовершенствованию полученных
навыков;
- формировать умение в работе с ножницами.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес;
- развивать творческий потенциал;
- развивать активность, самостоятельность;
- развивать устойчивое внимание, наблюдательность, аккуратность;
Воспитывающие:
- воспитывать способности к анализу, самооценке при выполнении работ;
- воспитывать коммуникативную культуру, внимание и уважение к детям и взрослым,
терпимость к чужому мнению;
- воспитывать приобщение к общечеловеческим ценностям, к истокам различных культур;
- воспитывать потребность вносить красоту в окружающую среду, в различные виды
творческой деятельности, в учение, труд, досуг, во взаимоотношения со сверстниками и
взрослыми; стремление сочетать внешнюю и внутреннюю эстетическую культуру.
Ориентировочные задачи для детей третьего года формирования ключевых компетенций
(от 6 до 7 лет):
Образовательные:
- формировать творческое мышление посредством ознакомления с различными методами
и приѐмами, используемыми в декоративно-прикладном творчестве;
- формировать специальные навыки и умения для достижения определенных результатов;
- формировать общий эстетический вкус, культуру поведения, умение видеть и ценить
красоту в окружающем мире;
- формировать устойчивое желание к дальнейшему совершенствованию полученных
навыков;
- формировать умение в работе с ножницами и иглой.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес;
- развивать творческий потенциал;
- развивать активность, самостоятельность;
- развивать устойчивое внимание, наблюдательность, аккуратность;
-развивать интерес к наследию прошлого, путем ознакомления с классическими
образцами декоративно-прикладного искусства различных времен и народов.
Воспитывающие:
- воспитывать способности к анализу, самооценке при выполнении работ;
- воспитывать коммуникативную культуру.
4
- воспитывать внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению;
- воспитывать приобщение к общечеловеческим ценностям, истокам различных культур;
- воспитывать потребность вносить красоту в окружающую среду, в различные виды
творческой деятельности, труд, досуг, во взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- воспитывать стремление сочетать внешнюю и внутреннюю эстетическую культуру.
1.1.2. Принципы, подходы и приѐмы к реализации программы:
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования. Эта
функция обеспечивает становление личности ребѐнка, ориентирует на его индивидуальные
особенности. А также на формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также
способностей и интегративных качеств. Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности
как ведущей в дошкольном детстве. Программа строится на принципе культуросообразности.
Реализация этого принципа обеспечивает учѐт национальных ценностей и традиций в
образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания.
Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам
человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
Программа:
• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание
Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной
педагогики)
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать
поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса
образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие
качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения
образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности
взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с
детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является
игра;

Принцип тематизма в Программе является основным. Формирование технических
навыков и умений направлено на использование различных приемов с учѐтом
выразительных свойств материалов, особенностей изображаемого образа. Нерушимым
принципом также является наглядность. В идеале у каждого ребѐнка должны быть свои
наглядные пособия. Система наглядных пособий делится на предметные, объѐмные,

методические. Наглядные пособия должны быть не меньше формата А4. Принцип
научности: весь материал должен опираться на науку.
Принцип доступности материала для данного возраста, т.е. для детей 7- 6 лет ОД должна
быть более сложной, чем у 4 – 5 летних ребят.
Принцип самостоятельности: сразу, с первых занятий, необходимо формировать у ребят
навык самостоятельной работы, так как при излишней опеке часто происходит обратный
результат. Дети ждут подсказки, становятся менее активными, нерешительными при
непосредственном выполнении работы.
Принцип воспитывающего формирования – необходимо изучать каждого ребѐнка, давать
задания соответствующие его уровню развития, прослеживать траекторию роста его
мышления. Чтобы не нарушать этот принцип необходимо проведение ОД по подгруппам
примерно одного уровня развития.
5
А также принцип новизны, необычности, принцип систематичности и системности,
принцип благоприятной среды, принцип целенаправленности, принцип соотношений
желаний и возможностей.
Приѐмы:
На ОД в изостудии используются приѐмы работы:
приѐм обматывания воздушного шара нитками в клее ПВА. Так делаются любые формы –
«конструирование». Из салфеток ребята делают «жгутики» приѐмом «скручивание».
Также используется приѐм завязывания «бантика», «бабьего», «коровьего» и «рифового»
узлов. В процессе формирования завязывания узлов, ребята делают тряпичную
«обережную куклу» и куклу «мартеничку». Из разноцветных толстых ниток ребята плетут
«коврики для кукол». Это приѐм чередования нитки сверху и снизу натянутых на круг
ниток. В технике «Папье-маше» используется приѐм намазывания клейстером и
приклеивания кусочка бумаги к готовой форме. В технике «Квиллинг» - используется
приѐм складывания бумаги «рулончиком», приѐм разрезания «рулончика» на равные
части, приѐм приклеивания «колодцем» к основанию. В технике «Декупаж» это приѐм
вырывания фрагментов композиции, приѐм приклеивания к основе клеем для декупажа
поверх фрагмента. В технике «Оригами» - приѐм складывания тонкой бумаги
определѐнным способом.
1.2. Возрастные характеристики детей:
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
К 4 – 5 годам осуществляется планирование последовательности действий. К концу среднего
дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются
способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных
объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны
упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие
параметры, как высота, длина и ширина. Начинает развиваться образное мышление. Однако при
этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить
мысленное преобразование образа. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его
особенности, как оригинальность и произвольность. Увеличивается устойчивость внимания.
Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он
способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной
ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив.
Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для
понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со
стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их
повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной
феномен. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность,

соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я
ребенка, его детализации.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
От 5 до 6 лет развивается восприятие цвета, формы и величины, строения предметов;
систематизируются представления детей. Они называют форму прямоугольников, овалов,
треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию
или убыванию — до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при
анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и
их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях
восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны
одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. В
старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не
6
только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в
какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения
окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять правильные
мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые
возникают в процессе наглядного моделирования. Это комплексные представления, отражающие
представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также
представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений
(представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об
увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о
развитии и так далее. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является
основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют
представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут
изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения
классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два
признака: цвет и форму (материал). Продолжают развиваться устойчивость, распределение,
переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному
вниманию. Развивается связная речь. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом
сложных форм объектов. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств
(схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности
изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное
внимание, речь, образ Я.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать
несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение
метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения,
но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает
развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития
воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Продолжает развиваться внимание
дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время
произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться
речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь, которая
формируется в этом возрасте. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный
возраст. Его основные достижения связаны с освоением форм позитивного общения с людьми;
развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного
возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что
позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

1.3. Планируемые результаты освоения программы:
В
создаваемых образах ребѐнок передаѐт доступными пластическими
средствами различные признаки объектов
(форма, пропорции, цвет, фактура, характерные детали), уверенно владеет техниками.

Выражает свои представления, переживания, чувства, мысли доступными
конструктивными средствами. Дети формируют умения в использовании в одной работе
разных
изобразительных материалов. Ребята развивают
навыки коллективного
творчества. Дети экспериментируют. Воспитанники развивают связную речь, формируют
уважительное отношение к работам товарищей, при этом объективно оценивают свою
работу. Преемственность: сформировать умения и навыки; развивать личностные
качества.

7

Показатели развития для детей от 4 до 5 лет:
 Папье-маше
 Тестопластика
 Декорирование
 Конструирование
 Безопасность
 Игровая деятельность
1.Выполняя индивидуальную и коллективную работу, старается выполнить работу
самостоятельно, ответственно;
2. Способен удерживать в памяти при выполнении действия простые инструкции;
3. Замешивает солѐное тесто;
4. Активно работает на занятиях в изостудии;
5. Скатывает ком из тестопластики между ладонями и на доске прямыми и круговыми
движениями;
6. Лепит из тестопластики простые формы;
7. Сглаживает пальцами поверхность лепки;
8. Использует стеки для аккуратного вырезания форм;
9. Украшает лепку узором при помощи стеки, пуговиц, сеток, формочек;
10. Конструирует из салфеток, бумаги, картона, ниток;
11. Декорирует изделия из бумаги в технике «Декупаж»;
12. Декорирует изделия крупами, мозаикой из тестопластики, яичной скорлупой,
восковыми мелками;
13. Правильно и аккуратно использует бумагу, клей, салфетки в технике «Папье - маше»;
14. Пользуется различными приемами и способами действий с бумагой в технике
«конструирование». Такими, как сгибание, многократное складывание, аккуратное
приклеивание;
15. Договаривается о своей работе в коллективном творчестве.
16. Бережно относится к оборудованию в изостудии.
17. Правильно держит и использует ножницы.
18. Сохраняет правильную позу при работе за столиком.
19. Соблюдает правила поведения во время работы в изостудии.
20. Включается в игровую ситуацию во время физкультминутки.
21. Пытается уладить конфликты с помощью речи, убеждает, доказывает, объясняет.
22. Вступает в игровое взаимодействие со сверстниками.
Показатели развития для детей от 5 до 6 лет:
 Папье-маше
 Тестопластика
 Декорирование
 Моделирование

 Обережная кукла
 Декупаж
 Безопасность
 Игровая деятельность
1. Рассказывает о технике выполнения работы.
2. Выполняя индивидуальную и коллективную работу, старается выполнить работу
хорошо, самостоятельно
3. Способен удерживать в памяти при выполнении действия несложные условия
(инструкции, алгоритм).
4. Изготавливает изделия из бумаги в технике « папье-маше».
5. Декорирует изделие из папье-маше.
6. Замешивает цветное солѐное тесто.
8
7. Изготавливает изделия в технике «тестопластика».
8. Украшает фигурки налепами, углублѐнным рельефом, использует стеку
9. Создаѐт композицию в технике «тестопластика».
10. Декорирует изделия крупами, мозаикой из тестопластики, восковыми мелками.
11. Использует приѐм изготовления игрушек из ниток.
12. Завязывает простой классический узел.
13. Пользуется различными приемами и способами действий с бумагой в технике
«оригами».
14. Делает «обережную куклу».
15. Вырезает фрагменты рисунка.
16. Использует приѐм приклеивания и обрывания в технике «декупаж».
17. Умеет рационально расходовать материалы для творчества
18. Договаривается о своей работе в коллективном творчестве.
19. Пытается улаживать конфликты с помощью речи, убеждает, доказывает, объясняет.
20. Соблюдает правила поведения во время работы в изостудии.
21. Знает и соблюдает инструкции по технике безопасности во время работы в изостудии.
22. Включается в игровую ситуацию во время физкультминутки.
Показатели развития для детей от 6 до 7 лет:
 Папье-маше
 Тестопластика
 Декорирование
 Моделирование
 Оригами
 Декупаж
 Обережная кукла
 Мартеничка
 Безопасность
 Игровая деятельность

1. Рассказывает о технике выполнения работы, называет еѐ.
2. Выполняя индивидуальную и коллективную работу, старается выполнить работу
самостоятельно, ответственно.
3. Способен удерживать в памяти при выполнении действия условия (инструкции, алгоритм).
4. Изготавливает изделия из бумаги в технике « папье-маше», разукрашивает и декорирует его.
5. Замешивает цветное солѐное тесто.
6. Изготавливает изделия в технике «тестопластика».
7. Использует разные стеки, декорирует сетками, пуговицами, мелкими игрушками.
8. Декорирует изделия крупами, мозаикой из тестопластики, восковыми мелками.
9. Делает игрушки в технике «Обережная кукла».
10. Использует навыки и приемы рационального вырезания: симметрично вырезает, вырезает из
гармошки.

11. Использует основные геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, треугольник, овал,
круг, прямоугольник, центр) для складывания бумаги в технике «оригами»;
12. Делает простые поделки в технике «оригами».
13. Использует прием обрывания в технике «декупаж», умеет вырезать фрагменты аппликации.
14. Складывает ткань для дальнейшего изготовления куклы.
15. Завязывает «бантик», «рифовый» узлы.
16. Договаривается о своей работе в коллективном творчестве.
17. Подчиняется правилам, старается их соблюдать.
18. Пытается улаживать конфликты с помощью речи, убеждает, доказывает, объясняет.
19. Соблюдает правила поведения во время проведения изостудии.
20. Соблюдает правила поведения во время физкультминутки.
21. Знает и соблюдает инструкции по технике безопасности во время работы в изостудии.
22. Вступает в игровое взаимодействие со сверстниками на физкультминутках и коллективном
творчестве.
9
Основными способами определения результативности является:

Аттестация воспитанников проводится в течение учебного года: промежуточная
2 раза в год (в сентябре и в мае), итоговая 1 раз а год. Она осуществляется самим
педагогом и оформляется в виде карты педагогического мониторинга по
каждой учебной группе.
График промежуточной аттестации на 2023 г. – 2024 г.
Название
ИЗОСТУДИЯ «КАПИТОША»

Художественной направленности
«Ручной труд как основа декоративно –
прикладного искусства»

Время
с 25.09.2023г. по 05.10.2023г.
с 04.02.2024г. по 08.02.2024 г.
Итоговая аттестация
с 27.05. 2024 г. по 05.06.2024 г.

2. Содержательный раздел программы.
2.1. Описание образовательной деятельности
Программа предусматривает два раздела: теоретический и практический.
Теоретический:
1. Обсуждение, беседа по выбранной теме, что позволяет точнее выстроить композицию,
цветовое решение работы, обдумывание идеи, проявление собственной фантазии.
2. Показ и просмотр образцов, специальной литературы. Это стимулирует процесс
творческого воображения, активизирует развитие пространственного мышления.
3. Планирование, что позволяет грамотно организовать работу, способствует развитию
навыков самоконтроля.
Практический:
1. Практическая работа (самостоятельная и с помощью педагога - показ на отдельном
листе бумаги, повторное словесное объяснение). При самостоятельной работе оценка и
помощь педагога очень важны. Но важно не подавить творческую инициативу.

2. Анализ работ, коллективное обсуждение и самоанализ позволяет адекватно реагировать
на мягкую критику, находить достоинства и недостатки, пути исправления ошибок.
Важно не перекритиковать ребѐнка, обращаться доброжелательным тоном, найти в его
работе хорошее начало. Это позволяет поднять качественный уровень работы.
Программа состоит из следующих типов занятий:
- усвоение нового материала;
- закрепление и совершенствование образовательного материала;
- самостоятельное применение ОД для достижения поставленной цели.
10
2.2. Учебно-тематический план:
№
п/
п

техника

Количество часов в неделю
Теория

Практика

Всего
17ч.35м.

Формы
контроля

выставка

1

«Конструирование»

2ч.

5м.

2ч.05 м.

2

«Декупаж»

2ч.

5м.

2ч. 05м.

выставка

3

«Тестопластика»

2ч.

5м.

2ч. 05м.

выставка

4

«Папье-маше»

2ч.

5м.

2ч. 05м.

выставка

5

«Оригами»

2ч.55 м.

5м.

3ч.

выставка

6

«Квиллинг»

2ч.

5м.

2ч. 05м.

выставка

7

«Обережная кукла»

2ч.

5м.

2ч. 05м.

выставка

8

«Декорирование»

2ч.

5м

2ч. 05м.

выставка

Содержание учебного плана:

Создание конструкций чего-либо.

Украшение
изделий
Лепка
изделий

Понятие
техники
Понятие
техники

Вырывание фрагментов композиции, приклеивание к основе
клеем для декупажа поверх фрагмента.
Замешивание солѐного теста, раскатывание солѐного теста,
лепка из солѐного теста, декорирование солѐного теста.

Изготовлен
ие любой
формы из
бумаги

Понятие
техники

Готовая форма или еѐ лепка, смачивается водой или жиром,
затем 3-4 слоя мокрой бумаги, потом много слоѐв бумаги,
ткани или ниток с клейстером. Каждый слой хорошо
просушивается. Готовое изделие
разукрашивается,
декорируется. Покрывается лаком педагогом.

5

«Орига
ми»

Понятие
техники

Тонкая бумага складывается определѐнным способом.

6

«Квилл
инг»

Складыван
ие бумаги
определѐнн
ым
способом
Скатывани
е
бумаги
определѐнн
ым
способом

Понятие
техники

Скатывание бумаги «рулончиком», разрезание «рулончика»
на равные части, приклеивание «колодцем» к основанию.

2
3

4

выст
авка

Понятие
техники

форм
ы
контр
оля

вы
ста
вк
а

Конструкц
ия изделий

практика

выст
авка

«Конст
руирова
ние»
«Декуп
аж»
«Тестоп
ластика
»
«Папьемаше»

1

теория

выставка

описание

выставка

техника

выставка

№
п/
п

8

«Декор
ировани
е»

Кукла
из
квадратног
о кусочка
ткани.
Декорирова
ние
изделий,
коллажей,
панно

Понятие
техники

Голову, руки, ноги делают, перевязывая ткань прочными,
толстыми нитками. Куклу одевают, декорируют.

Понятие
техники

Украшение изделий крупами, мозаиками, рисунком.

выставк
а

«Обере
жная
кукла»

выставка

7

2.3. Содержание программы:
количество и возраст детей:
средняя группа (от 4 до 5 лет) – 14 детей:
8 мальчиков и 6 девочек;
11
старшая группа (от 5 до 6 лет) –12 детей:
4 мальчика и 8 девочек;
подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) – 13 детей:
5 девочек и 8 мальчиков.
Всего 39 детей.
Срок реализации Программы: 3 года.
При составлении Программы учитываются здоровьесберегающие технологии.
Виды ДПИ распределяются по возрастам детей с последующим постепенным
усложнением работы. Обязательно перед каждым занятием дети проговаривают
технику безопасности с инструментами (клеем ПВА, стеками, ножницами). На всех
занятиях, обязательно, проводятся физкультминутки оздоравливающего характера.
Присутствующие на занятиях положительные эмоции, поднимают жизненный тонус,
настроение, положительно влияют на укрепление здоровья детей. Осознанные простые
действия при работе в изостудии координируют работу мозга и мышц. Программа
уделяет большое внимание коллективному творчеству.
Реализация программы:
Нап
равл
ение

Программ
а

Худ
ожес
твен
ноэсте
тиче

«Ручной труд Средняя
как основа
группа–14
декоративно
детей
–
прикладного
искусства

».

Количество
воспитанник
ов

Старшая
группа–12

Возраст
воспитанни
ков

Продо
лжите
льнос
ть
занят
ий

Формы подведения итогов
реализации дополнительной
образовательной программы:

Средняя
группа 4-5
лет

20
минут

Старшая
группа 5-6

25
минут

1. Ежемесячные выставки
детских работ для родителей.
2. Тематические выставки в
ДОУ.
3.Участие
в
районных,
областных
выставках
и
конкурсах в течение года.

ское

детей

лет

Подготовите
льная
к
школе
группа - 13
детей

Подготовит
ельная
к
школе
группа 6-7
лет

30
минут

4. Творческий отчет педагога
– руководителя изостудии на
родительском
собрании.
5.Оформление
изостудии
детскими работами.
6. Подарки родителям.

12

Режим организации образовательной деятельности:
день недели
понедельник
четверг
пятница

время
17ч. 30м. 18ч00м.
17ч.30 м.-17ч. 50 м.
17ч.30 м.-17ч. 55 м.

группа
подготовительная
средняя
старшая

Вариативные формы и методы в дополнительной программе:
словесный – объяснение, рассказ, самооценка.
наглядный - показ несложных элементов и действий, изображений изделий, игрушек,
готовых поделок.
практический – формирование приѐмов в техниках, многократное повторение,
соревнование между подгруппами.
объяснительно-иллюстративный Средствами этого метода
нужно обеспечить
структурирование знаний, т. е. такое построение ОД, при котором у воспитанников
складывается система знаний о предмете в определенной взаимосвязи;
репродуктивный (инструктивно-репродуктивный)- Педагог конструирует задания на
тренировку, упражнения, повторение;
частично-поисковый (эвристический) — Педагог ставит проблему, дает проблемную
ситуацию,
а воспитанники
решают ее самостоятельно или с помощью (под
руководством) педагога;
 метод педагогической драматургии;
 метод поэтапных открытий, т. е. четкого выбора тем для каждой ОД и их
неповторимость;
 метод единства восприятия и созидания (практической работы) на каждой ОД;
 метод обобщающих ОД;
 метод широких ассоциаций;
 метод привлечения личного эмоционального, визуального и бытового опыта
детей.
- метод оформления работами воспитанников интерьера ДОУ;
 метод сравнений;
 метод коллективных и групповых работ.

Формирующий процесс ОД включает в себя следующие методы работы:
 демонстрация, показ;
 метод объяснения;
 метод наблюдения, сравнения;

-

метод творческих заданий;
метод обмена способностями;

13

Формы проведения ОД в «изостудии»:
1. Вводное – традиционное, устное.
2. Практическое – ознакомление с темой, усвоение теоретического материала.
3. Обобщение – анализ выполненных работ.
4. Контроль качества исполнения.
Содержание психолого-педагогической работы:
Основные правила:
1. Использование приема транслирования информации.
2. Отбор тематического содержания.
3. Главные герои в изостудии – дети.
4. Взрослый не стремится исправить ведущую руку ребенка.
Вся деятельность строится по коммуникативному принципу:
1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи.
2. Обеспечение главных условий общения.
3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы.
4.Использование различных коммуникативных средств.
Структура организации образовательной деятельности в изостудии: «Капитоша»:
а) Создание положительного отношения к теме и способу ее реализации.
б) Динамические паузы (физкультминутки).
в) Словесные игры, игры – драматизации.
для детей 4 - 5лет:
1. Сюрпризный момент.(3 минуты);
2. Объяснение и практическая работа (5 минут);

3. Физкультминутка (4 минуты);
4. Повторное объяснение и продолжение практической работы (7 минут);
5. Анализ работ(1минута);
Всего 20 минут.
для детей 5-6 лет:
1. Сюрпризный момент.(3 минуты);
2. Объяснение и практическая работа (10 минут);
3. Физкультминутка (4 минуты);
4. Повторное объяснение и продолжение практической работы (7 минут);
5. Анализ работ(1минута);
Всего 25 минут.
14
для детей 6 -7 лет:
1. Сюрпризный момент.(3 минуты);
2. Объяснение и практическая работа (10 минут);
3. Физкультминутка (2 минуты);
4. Повторное объяснение и продолжение практической работы (12 минут);
5. Анализ работ(3 минуты);
Всего 30 минут.
Курс формирования состоит из следующих циклов:
- Начальный – 1 год обучения – 20 минут в неделю
- Базовый – 2 год обучения 25 минут в неделю
- Развивающий – 3 год обучения –30 минут в неделю
Методы отслеживания результативности воспитания и формирования знаний, умений,
навыков:
а) педагогическое наблюдение;
б) выявление и развитие одарѐнных детей в области художественно-эстетического;
в) развития;
г) оценка итогов творческой работы воспитанников.
Основным способом определения результативности освоения ключевых компетенций
детьми является промежуточная аттестация:
вводная – в начале формирования, определяет уровень навыков и способностей.
текущая – на каждом занятии: акцентирование внимания, на усвоение элементов действий
рук.
промежуточная:
1.с 25.09.2023 г. по 05.10.2023 г.
2. с 04.02.2024г. по 08. 02.2024г.
итоговая:
с 27.05.2024г. по 05.06. 2024г.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
1. Ежемесячные выставки детских работ.
2. Тематические выставки в ДОУ.
3. Участие в районных, областных выставках и конкурсах в течение года.

4. Творческий отчет педагога – руководителя изостудии на родительском собрании.
5.Оформление изостудии детскими работами.
6. Подарки родителям и воспитателям.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является
развитие конструктивного взаимодействия с педагогами и семьѐй. Ведущая цель —
создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с
семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать
разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка);
обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
С этой целью для родителей организуются выставки детского творчества:

15
2.4. Взаимодействие с педагогами и родителями

ПЛАН ВЫСТАВОК ДЕТСКИХ РИСУНКОВ И ПОДЕЛОК

май апрель

март

февра январь декабр ноябрь
ль
ь

октябрь сентяб
рь

месяц

изостудия «Капитоша»
(средняя, старшая, подготовительная к школе подгруппы)
праздничная дата

4 – 5 лет
название

5 – 6 лет
название

6 – 7 лет
название

выставки

выставки

выставки

27 – День Воспитателя

«Игрушки»

«На занятиях»

«Наш
любимый
детский сад»
«Осенний
натюрморт»

Праздник осени

«Дары осени»

«Изобилие»

4 – День народного единства
28– День матери

«Мамочка моя!»

«Мама милая моя!»

«Моя семья»

Новый год

«Как нам нравится
ѐлочка красавица!»

«Мой Новогодний
костюм»

«Мы
встречаем
Новый год!»

7 - Рождество Христово

«Птичкам холодно
зимой»

«Как на горке на
горе»

«Зимние
забавы»

23 - День защитника
Отечества

«Самолѐты летят
сквозь облака»

«Мой папа»

8 - Международный
женский день

«Веточка мимозы»

«Все цветы на свете я
тебе дарю!»

«Наши
любимые»

12 - День космонавтики

«Лети моя ракета!»

«В космосе»

«Наши
космонавты»

1 – Праздник весны и труда
9- День Победы

«Победителям»

«Символ мира»

«Военная
техника»

«Наша
Армия»

июнь

12 –День России

«Цветочная поляна»

«Лето красное
пришло!»

«До
свидания,
детский сад!»

На сайте детского сада размещаются консультации для педагогов и родителей.

16

3. Организационный раздел программы
3.1. Методическое обеспечение
Для реализации данной программы используются различные образовательные
технологии, используемые в практической профессиональной деятельности:
 нормативно – правовые документы;
 образовательная программа;
 методические материалы: картотека пальчиковых игр;
 разработка физкультминуток.
3.2. Организация предметно развивающей среды:
Стимулируя детей к исследованию и творчеству, детям предлагаются материалы и
оборудование. Природа и ближайшее окружение — важные элементы среды
исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые можно использовать в
совместной исследовательской деятельности педагогов и детей. Предметнопространственная среда в изостудии насыщенная, предоставляет ребенку возможность
для активного исследования и решения задач, содержит современные материалы.
материально-технического оборудования для создания развивающей предметнопространственной среды:
Дети 4-5 лет:
Столики, стульчики, цветные карандаши, кисти беличьи, колонковые, пони №2, №6,
краски гуашь (не менее 6 цветов), акварель, палитры, стаканчики - непроливайки, мелки
(восковые, пастельные, меловые, уголь, сангина), бумага (белая, цветная и тонированная),
салфетки (белые, цветные и однотонные), ткани, картон, ножницы для ручного труда,
клей ПВА, клеевые кисти, глина, стеки, предметы для натуры и обследования (игрушки,
муляжи овощей и фруктов, бытовые предметы). Солѐное тесто, природный материал,
пуговицы, шнурки, ватные палочки и диски, губки, крупы, поролон. Книги серий
«Мастерилка», И. А. Лыкова «Художественный труд в детском саду» средняя группа.
Дети 5 – 6 лет:
Столики, стульчики, цветные карандаши, кисти беличьи, колонковые, пони №2, №6,
краски гуашь ( не менее 6 цветов), акварель, палитры, стаканчики - непроливайки, мелки
(восковые, пастельные, меловые, уголь, сангина), бумага (белая, цветная и тонированная),
салфетки (белые, цветные и однотонные), ткани, картон, ножницы для ручного труда,
клей ПВА, клеевые кисти, глина, стеки, предметы для натуры и обследования (игрушки,
муляжи овощей и фруктов, бытовые предметы). Солѐное тесто, природный материал,
цветные нитки, пуговицы, шнурки, ватные палочки и диски, губки, крупы, поролон.

Книги серий «Мастерилка», И. А. Лыкова «Художественный труд в детском саду»
старшая группа.
Дети 6 -7 лет:
Столики, стульчики, цветные карандаши, кисти беличьи, колонковые, пони №2, №6,
краски гуашь (не менее 6 цветов), акварель, палитры, стаканчики - непроливайки, мелки
(восковые, пастельные, меловые, уголь, сангина), бумага (белая, цветная и тонированная),
салфетки (белые, цветные и однотонные), ткани, картон, ножницы для ручного труда,
клей ПВА, клеевые кисти, глина, стеки, предметы для натуры и обследования (игрушки,
муляжи овощей и фруктов, бытовые предметы). Солѐное тесто, природный материал,
цветные нитки, пуговицы, шнурки, ватные палочки и диски, губки, крупы, поролон,
иголки с большим ушком, нитки белые и цветные, шерсть для валяния. Книги серий
«Мастерилка», И. А. Лыкова «Художественный труд в детском саду» подготовительная к
школе группа.
17
3.3. Программно-методическое обеспечение
В процессе подготовки и проведения занятий используются книги по изобразительному
искусству, истории искусства. Также используются детские работы, собственные
наглядные пособия, схемы, таблицы, плакаты, модели, муляжи, фотографии.
Для реализации данной программы используются различные образовательные
технологии, используемые в практической профессиональной деятельности.
Используются:
нормативно – правовые документы;
образовательная программа;
методические материалы (книги для развития детского творчества, разработки игр,
методическая литература).
Список использованной литературы:
1.Большой энциклопедический словарь. — М.: «Большая Российская Энциклопедия»;
СПб.: «Норинт», 1999. —434 с.
2.Вераксы Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. Примерная
основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.:МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2010. – 304с.
3.Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод.
пособие / Под ред.
4.Зайцева Е. А., Поветкина Е. А. Методики формирования изобразительных навыков у
детей с ограниченными возможностями // Современные технологии реабилитации в
педиатрии / Под. ред. Е. Т. Ильина. — М., 2000. —387 с.
5.Кузин В. С. Методика обучения изобразительному искусству. — М.: Просвещение,
1979. —23с.
6.Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. — М., 1965. —303 с.
7.Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. — М., 1965. —303с.
8.Краевский В. В. Метод обучения как категория дидактики // Вопросы методов и
организации процесса обучения. — М.: Изд-во АПН СССР, 1982. —12с.
9. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981
10.Лыкова И. А «Цветные ладошки» - М.:ИД «Цветной мир», 2016. – 144 с.
11.Неменский Б. М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. — М.:
Просвещение, 1987. —109 с.
12.Неменский Б. М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. — М.:
Просвещение, 1987. —124 с.
13.Островская О. В. Уроки изобразительного искусства. — М.: Гуманитар. изд. центр
ВЛАДОС, 2004. —15 с.

14.Психология. Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.:
«Политиздат», 1990. —127 с.
15.Рылова Л. Б. Изобразительное искусство. Дидактика и методика: Учебное пособие. —
Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. —108 с.
16. Савушкин С. Н. Учебно-методическое пособие. – ООО Издательский дом «Карапуз»,
2015.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».