Пояснительная записка к учебному плану Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Улу-Юльский детский сад общеразвивающего вида на 2024-2025 уч. год. Учебный план и календарный учебный график разработан в соответствии с : Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ (последняя редакция); Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Инструктивно-методическим письмом «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000г. № 65/23-16, с учетом СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2, приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; Уставом МБДОУ Улу-Юльского детского сада Режим работы ДОУ Десятичасовой (с 07:30 до 17:30), рабочая неделя состоит из 5 дней, суббота, воскресение и государственные праздники – выходные. Продолжительность учебного года составляет 36 недель с учѐтом каникулярного времени. Проведение мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной программы дошкольного образования предусматривает организацию первичного и итогового мониторинга. Обследование проводится в режиме работы ДОУ, без специально отведѐнного для него времени, посредством бесед, наблюдений, индивидуальной работы с детьми. Праздники для воспитанников в течение учебного года планируются в соответствии с годовым планом работы ДОУ на учебный год. Организация каникулярного отдыха в детском саду (середина учебного года, летний период) имеет свою специфику и определяется задачами воспитания в дошкольном учреждении. в ДОУ функционирует 2 разновозрастные группы; - Разновозрастная группа (вторая группа раннего возраста, – младшая группа)- дети 1,6 до 4лет. Разновозрастная ( средняя, старшая и подготовительная группа) дети с 4 до 7 лет. Организация образовательного процесса в МБДОУ Улу-Юльский детский сад осуществляется в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования, ( ФОП) разработанной с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. N 1155 (далее ФГОС ДО) и Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (ФОП) (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847). Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области, представляющие определенные направления развития и образования детей: - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие. Конкретное содержание указанных во ФГОС ДО образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка): Часть, формируемая участниками образовательного процесса представлена временем, отведенным на отражение специфики национально-культурных, демографических, климатических условий в непосредственно образовательной деятельности. В ФГОС ДО содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательноисследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, как особый вид детской деятельности, и продуктивная. В обязательном порядке в план вошли: • • • • познавательная деятельность речевая деятельность изобразительная деятельность коммуникативная деятельность • • двигательная деятельность музыкальная деятельность В соответствии с комментариями к ФГОС ДО (к разделу II п. 2.7): содержание образовательной программы ДО не должно быть заранее расписано по конкретным образовательным областям, поскольку оно определяется ситуацией в группе, а именно: индивидуальными склонностями детей, их интересами, особенностями развития. Педагоги, работающие по программам, ориентированным на ребенка, обычно формируют содержание по ходу образовательной деятельности, решая задачи развития детей в зависимости от сложившейсяобразовательной ситуации. Непрерывная образовательная деятельность для детей дошкольного возраста основана на организации таких видов деятельности как: Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В младшей группе игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач. Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах - это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры- инсценировки, игры-этюды и пр. Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте). Восприятие художественной литературы и фольклора организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного. Музыкальная деятельность организуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным руководителем в специально оборудованном помещении. Двигательная деятельность организуется в процессе занятий физической активности. Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом), безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей. Изобразительная деятельность детей представлена разными видами художественнотворческой (рисование, лепка, аппликация) деятельности и конструирования. Система детской образовательной деятельности Вид образовательной деятельности Коммуникативная деятельность Система работы: система работы по развитию игровой деятельности детей дошкольного возраста; патриотическое воспитание дошкольников; духовно-нравственное воспитание дошкольников; формирование основ безопасности жизнедеятельности; трудовое воспитание детей. Познавательная деятельность Игры: - ролевая -драматизация -имитационная -народная -режиссерская -хороводная -пальчиковая -логоритмическая -артикуляционная -игра-забава -музыкальная Игры с правилами: -игра-головоломка -сенсорная -на ориентировку в пространстве -релаксационная -словесная -речевая -игра-забава -игра с тенью -с водой Игровая /Деятельность в центрах активности Изобразительная деятельность опытно-экспериментальная деятельность детей; формирование элементарных математических представлений; ознакомление детей с миром природы; ознакомление детей с социальным миром. развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства и мира природы; развитие конструктивной деятельности; изобразительная деятельность детей. Музыкальная деятельность музыкальное воспитание детей. Двигательная деятельность общая система физкультурнооздоровительной работы; применение здоровьесберегающих технологий; двигательный режим и условия для двигательной деятельности детей. Речевая деятельность овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи и речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитикосинтетической деятельности как предпосылки обучения грамоте; ознакомление детей с художественной литературой. . Обязательная часть составляет не менее 60 % от общего объема, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования и предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от общего объема, отводимого на освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Эта часть учебного плана, формируется участниками образовательных отношений, где представлены программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности или культурных практиках (парциальные программы), методики, формы организации образовательной деятельности. Используются кружковые формы работы во второй половине дня. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, в учебном плане расширяет область образовательных услуг для воспитанников. Программа «Путешествие в мир математики» - автор Ивлева М.К. Дополнительные образовательные услуги (бесплатные) На базе ДОУ с воспитанниками реализуется Программа художественной направленности изостудия «Капитоша» ( воспитанники возраста с 4 до 7 лет)